Вывоз мусора в Москве и Московской области
+7 (495) 641-07-07

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Услуги по вывозу мусора
Услуги по приему мусора, разгрузке
Услуги по аренде спецтехники

Закон "Об отходах производства и потребления в московской области"

Закон московской области от 08.11.2001 № 171/2001-оз (ред. от 16.07.2009)
"Об отходах производства и потребления в московской области"
(принят решением мособлдумы от 17.10.2001 № 15/148)

8 ноября 2001 года № 171/2001-ОЗ

Принят решением Московской областной Думы
от 17 октября 2001 года
№ 15/148

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ,
от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ, от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ,
от 05.10.2007 № 172/2007-ОЗ, от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ,
от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ,
с изм., внесенными Законом МО от 07.12.2004 № 167/2004-ОЗ)

IMG-9740

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья.

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие применения на данном предприятии (организации), в том числе сельскохозяйственные отходы.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Отходы потребления - изделия, материалы, продукты, утратившие потребительские свойства в результате физического или морального износа, в том числе бытовые отходы, а также другие отходы, образующиеся в результате потребления, использования или эксплуатации продукции.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Абзац утратил силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ.

Отходы бытовые - различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту.

Отходы пищевые - отходы производства и потребления - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке, употреблении.

Абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ.

Отходы сельскохозяйственные - отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящие применения на данном производстве.

Абзац исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Вторичное сырье - отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или в ближайшей перспективе с учетом технических возможностей и экономической целесообразности.

Абзац исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Сортировка отходов - разделение отходов по определенным признакам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья).

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Обезвреживание отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

Размещение отходов - операции по хранению и захоронению отходов.

Абзац исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Захоронение отходов - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение для размещения отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается разместить определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Паспорт отходов - документ, содержащий единый набор реквизитов, представляющий комплексные сведения о конкретном отходе, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности.

Абзац исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях.

Абзацы двадцать седьмой - тридцать второй исключены. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Экологический паспорт природопользователя - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию природопользователем ресурсов (природных, вторичных, других) и определению влияния его производства на окружающую среду.

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

(абзац введен Законом МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

Абзац исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Кадастр отходов Московской области - систематизированный свод данных по объектам размещения, обезвреживания и использования отходов, банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов различных видов.

(абзац введен Законом МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ, в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Банк данных об отходах - свод сведений о происхождении, количестве, свойствах и классе опасности отходов.

(абзац введен Законом МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Межмуниципальные объекты по размещению, обезвреживанию и переработке отходов - объекты по размещению, обезвреживанию и переработке отходов, поступающих из двух и более муниципальных образований.

(абзац введен Законом МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

(абзац введен Законом МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Московской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Московской области.

(п. 1 в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

2. Настоящий Закон регулирует отношения при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, права и обязанности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений. Определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории Московской области.

Положения, нормы и требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где они образуются.

Статья 3. Отходы как объект права собственности и сделки с ними

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

  1. Право собственности на отходы как объект движимого имущества, порядок совершения сделок с ними, передача вещных прав, регулируются гражданским законодательством.
  2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
  3. Ответственность за обращение с отходами до момента их отчуждения в собственность другого лица несет собственник отходов.
  4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию.

Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 4. Нормирование в области обращения с отходами

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

2. Уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией устанавливает лимиты на размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Статья 4.1. Кадастр отходов Московской области

(введена Законом МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

1. Кадастр отходов Московской области включает в себя реестр объектов размещения, обезвреживания и использования отходов, банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию отходов различных видов.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

2. Организация и ведение кадастра отходов Московской области осуществляется уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере обращения отходов.

3. Порядок ведения кадастра отходов Московской области определяется Правительством Московской области.

4. Утратил силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ.

5. Учет сведений, используемых для составления кадастра отходов Московской области, ведется на электронном и бумажном носителях с учетом обеспечения совместимости форматов представления данных с программным комплексом информационных систем федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами и информационных систем муниципальных образований Московской области (в случае их наличия).

Статья 5. Использование отходов в качестве вторичного сырья

1. Отходы производства и потребления подлежат использованию в качестве вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической (технологической) возможности, экономической целесообразности, интересов территории в сырье и/или получаемой из отходов продукции, экологических условий территории.

2. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются долгосрочные целевые программы Московской области и программы муниципальных образований по обращению с отходами.

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ, от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)

3. Долгосрочные целевые программы Московской области в сфере обращения с отходами разрабатываются с учетом:

(в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)

  • генеральных схем очистки территорий населенных пунктов;
  • градостроительного зонирования;
  • комплексной схемы размещения объектов сбора, переработки и обезвреживания отходов на территории Московской области в соответствии с Генеральным планом развития Московской области;
  • развития отрасли по переработке отходов, использования отходов в качестве вторичного сырья;
  • наилучших существующих технологий в сфере обращения с отходами;
  • необходимости проведения рекультивации и санации территорий, занятых отработанными свалками;
  • обеспечения безопасности водных акваторий;
  • существующего уровня развития промышленности Московской области и ее потенциала;
  • мер по воспитанию экологической культуры населения и обучению безопасному обращению с отходами.

(п. 3 в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

4. Исключен. - Закон МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ.

Статья 6. Требования к размещению отходов

1. Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории Московской области планируется и осуществляется при наличии:

  • специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований;
  • согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
  • исключен. - Закон МО от 05.10.2007 № 172/2007-ОЗ;
  • решения Правительства Московской области по согласованию с органами местного самоуправления.

Разрешение на захоронение отходов выдается только при обосновании невозможности или нецелесообразности их использования.

2. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения.

3. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и хранению подлежат отходы, которые: по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям; по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям.

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

5. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению.

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Запрещается развитие эксплуатируемых объектов по размещению отходов производства и потребления в местах с неблагоприятными инженерно-геологическими и гидрологическими условиями без разработки и реализации соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных правил, требований, нормативов по размещению отходов.

8. Запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, на территориях залегания полезных ископаемых и производства горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды.

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

9. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации указанных объектов в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Закона МО от 05.10.2007 № 172/2007-ОЗ)

10. Обработка отходов при их размещении должна выполняться в соответствии с требованиями санитарных и экологических нормативов, обеспечивая возможность безопасного использования или ликвидации отходов.

11. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов, обязаны осуществлять как в период эксплуатации объекта, так и после завершения его эксплуатации экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Исключен. - Закон МО от 05.10.2007 № 172/2007-ОЗ.

13. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные и санитарно-противоэпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда в соответствии с санитарными правилами.

(п. 13 введен Законом МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

14. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

В случае выявления превышения установленного санитарными правилами уровня радиационного фона отходы производства и потребления подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 14 введен Законом МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

Статья 7. Требования к обращению с отходами на территориях городских и иных населенных пунктов

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

1. Территории городских и иных населенных пунктов, в том числе места временного проживания и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и др.), должны регулярно очищаться от отходов.

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

2. Для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая:

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

  • возможность раздельного сбора организациями или индивидуальными предпринимателями с участием населения представляющих хозяйственный интерес компонентов отходов (металл, стекло, текстиль, макулатура, пластмасса, резина, пищевые отходы и т.д.);
  • организацию накопления и обезвреживания пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах;
  • (в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)
  • регулярную очистку и вывоз с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах;
  • соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами;
  • проведение мероприятий, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок отходов;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления.

(в ред. Закона МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

4 - 5. Утратили силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ.

Статья 8. Требования при обращении с отходами I-IV класса опасности

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

2. Исключен. - Закон МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, а также осуществляющие деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от опасного воздействия отходов.

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

3. Отходы I-IV класса опасности подлежат удалению (захоронению и/или уничтожению) или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Допускается накопление отходов I-IV класса опасности на территории организаций, где эти отходы образуются в результате хозяйственной и иной деятельности, при оформлении соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения отходов I-IV класса опасности.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

5. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются отходы I-IV класса опасности, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

6. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования образуются отходы I-IV класса опасности, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

7. Вывоз отходов I-IV класса опасности с территории Московской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации осуществляется при наличии следующих документов:

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

а) подтверждения уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области об отсутствии в Московской области технической возможности использования, обезвреживания, размещения или ликвидации этих отходов экологически безопасными и эффективными способами;

б) подтверждения организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, о согласии принять отходы I-IV класса опасности и о возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически безопасным способом;

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

в) исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

8. Транзитные перемещения отходов I-IV класса опасности по территории Московской области осуществляются в соответствии с требованиями к транспортированию отходов.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

9. Исключен. - Закон МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ.

Статья 9. Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов I-IV класса опасности (россыпи, пролива и др.), при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов I-IV класса опасности с указанием количества отходов, цели и места транспортирования.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

2. Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно-разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ, от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

3. Утратил силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ.

Статья 10. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

Статьи 11 - 13. Исключены. - Закон МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ.

Статья 11. Информатизация при обращении с отходами

1. Информатизация при обращении с отходами предусматривает все виды деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке.

2. Исключен. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

3. Организация и финансирование информационного обеспечения по вопросам обращения с отходами производства и потребления возлагаются на Правительство Московской области в соответствии с законодательством Московской области.

4. Уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами ежегодно до 1 марта обеспечивает размещение на Интернет-портале Правительства Московской области и опубликование в средствах массовой информации сведений о состоянии проблемы обращения с отходами на территории Московской области за истекший год.

(п. 4 в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами

1. К полномочиям Московской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:

а) принятие законов для регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления;

б) определение полномочий Правительства Московской области в сфере обращения с отходами;

в) определение основополагающих направлений социально-экономической и ресурсно-технической политики в сфере обращения с отходами;

г) утратил силу с 1 января 2009 года. - Закон МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ;

д) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. К полномочиям Правительства Московской области в сфере обращения с отходами относятся:

а) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Московской области;

б) принятие решений о разработке, утверждение долгосрочных целевых программ Московской области в сфере обращения с отходами и контроль за их исполнением;

(подп. "б" в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)

в) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при обращении с отходами;

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

г) организация и координация деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами, в том числе определение уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами;

д) организация разработки и реализации мероприятий по правовому, организационному, экономическому, научно-техническому, социальному обеспечению стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к внедрению малоотходных технологий, рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья;

е) осуществление межрегионального сотрудничества в сфере обращения с отходами;

ж) участие в организации обеспечения населения информацией в сфере обращения с отходами;

з) организация экологического страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) организация обучения на всех уровнях образования правилам обращения с отходами производства и потребления, способствующим ресурсосбережению, обеспечению безопасности населения и охраны окружающей среды;

к) принятие решений о размещении, проектировании и строительстве межмуниципальных объектов по размещению и переработке отходов;

л) утратил силу. - Закон МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ;

м) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также определение перечня должностных лиц центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами;

н) определение порядка ведения кадастра отходов Московской области и организация ведения кадастра отходов Московской области;

о) организация и осуществление контроля в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности в области обращения с отходами, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

п) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

(п. 2 в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Статья 13. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Московской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право:

а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;

б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов по обращению с отходами;

в) на компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов по обращению с отходами;

г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ресурсосберегающему, безопасному обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:

а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(подп. "а" в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

б) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок сбора, размещения и транспортирования отходов;

г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;

д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;

ж) возмещать в полном объеме причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан вред, нанесенный в результате деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(подп. "ж" в ред. Закона МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

з) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;

(в ред. Законов МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ, от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

и) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

(подп. "и" введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ, в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют свою деятельность в сфере обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления поселений организуют сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

3. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления городских округов организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления.

4. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления муниципальных районов определяют систему утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района.

5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области в соответствии со своей компетенцией осуществляют следующие функции:

а) разрабатывают порядок обращения с отходами на территории муниципального образования;

б) обеспечивают разработку и утверждают схему санитарной очистки в границах территории населенных пунктов;

в) представляют сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области, в порядке, установленном Правительством Московской области;

(подп. "в" в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

г) организуют раздельный сбор бытовых отходов и приравненных к ним отходов с целью выделения вторичного сырья;

д) разрабатывают систему льготного налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, в части местных налогов;

е) осуществляют просветительскую и разъяснительную работу с населением по участию в раздельном сборе отходов и вторичного сырья;

ж) доводят до сведения населения информацию об обращении с отходами, организуют обсуждения предлагаемых решений в этой сфере деятельности;

з) обеспечивают разработку и реализацию муниципальных программ в сфере обращения с отходами;

и) участвуют в разработке и реализации межмуниципальных и долгосрочных целевых программ Московской области в сфере обращения с отходами.

(в ред. Закона МО от 27.12.2008 № 237/2008-ОЗ)

Статья 16. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Московской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами, а также разработку и реализацию программ по данным направлениям.

(в ред. Закона МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

2. Распространение популярных знаний по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска популярной литературы, наглядной агитации, листовок и другими доступными средствами.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 17. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Московской области направлено на:

  • уменьшение количества образуемых отходов;
  • увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
  • уменьшение объемов захоронения отходов;
  • применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;
  • обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;
  • компенсацию за негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением отходов;

(абзац введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

  • создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;

(абзац введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

  • повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

2. Механизм экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:

а) целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;

б) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами;

(п. 2 в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

в) предоставление инвестиционного налогового кредита индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами;

(подп. "в" введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

г) предоставление Московского областного гранта особо значимым для Московской области проектам в сфере обращения с отходами;

(подп. "г" введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

д) осуществление лизинговой деятельности в сфере обращения с отходами с использованием средств областного бюджета.

(подп. "д" введен Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

3. Налоговые льготы устанавливаются законом Московской области в соответствии с действующим законодательством.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области вправе устанавливать налоговые и другие льготы субъектам деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 18. Плата за размещение отходов

1. Размещение отходов является платным. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих размещение отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Закона МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

2 - 3. Исключены. - Закон МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ.

2. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

Статья 19. Тарифы на оказание услуг по размещению отходов

(в ред. Законов МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ, от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

1. В состав тарифа на оказание услуг по размещению отходов на объектах размещения отходов включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацией отработанных земель, проведением мониторинга окружающей среды в период эксплуатации объекта по размещению отходов, и плата за размещение отходов.

(в ред. Закона МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

Средства на рекультивацию накапливаются при эксплуатации объекта по размещению отходов и используются по целевому назначению.

2. Порядок формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по размещению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Московской области, определяется Правительством Московской области.

Глава V. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами на территории Московской области

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

1. Уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области осуществляет государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами на территории Московской области на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами включает в себя:

  • контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в сфере обращения с отходами;
  • контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических требований и иных требований в сфере обращения с отходами;
  • контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в сфере обращения с отходами;
  • контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
  • контроль за соблюдением требований и правил транспортирования отходов I-IV класса опасности;

(в ред. Закона МО от 16.07.2009 № 92/2009-ОЗ)

  • контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
  • контроль за достоверностью предоставляемой информации в сфере обращения с отходами и отчетности об отходах;
  • выявление нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
  • привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами;
  • применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства за деятельностью в сфере обращения с отходами.

3. Решения органа, осуществляющего государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению и могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области могут быть наделены государственными полномочиями по осуществлению контроля за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в сфере обращения с отходами в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 21. Контроль органов местного самоуправления в области обращения с отходами

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют контроль в сфере обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 22. Производственный контроль в сфере обращения с отходами

(в ред. Закона МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ)

  1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
  2. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий государственный экологический контроль.
  3. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию с уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами.

Статья 23. Общественный контроль в области обращения с отходами

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 24. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ)

3. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

(введена Законом МО от 03.08.2004 № 112/2004-ОЗ)

Статья 26. Формы сотрудничества

1. Международное сотрудничество Московской области в сфере обращения с отходами регулируется законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. Межрегиональное сотрудничество Московской области с субъектами Российской Федерации в сфере обращения с отходами регулируется договором (соглашением).

Договор (соглашение) устанавливает экономические, финансовые и правовые условия размещения и переработки отходов, поступающих с территории иных субъектов Российской Федерации.

Глава VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 29. Исключена. - Закон МО от 24.07.2002 № 72/2002-ОЗ.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Исключена. - Закон МО от 05.10.2006 № 166/2006-ОЗ.

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов Московской области в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Московской области                                             Б. В. Громов

8 ноября 2001 года
№ 171/2001-ОЗ

  • Multilift
  • Мусоровоз
  • Трактор
  • Тягач
  • Мини-погрузчики
  • Экскаватор
  • Бункеровоз МАЗ
  • Камазы
  • Scania-мультилифт
  • Бункеровоз

Temporary Access Denial

Too many quick page views by your IP address (more than 20 visits within 10 seconds).
Please wait 60 seconds and reload.